М. Е. Евсевьев


Макар Евсевьевич Евсевьев родился 18 (31) января 1864 года в селе Малые Кармалы Муратовской волости Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Ибресинский район Чувашской Республики) мордовской крестьянской семье. Его родители были трудолюбивыми и заботливыми родителями. В 1876 г. окончил Шераутское двухклассное училище, которое находилось в соседнем чувашском селе, в семи верстах от села Малые Кармалы. Он учился хорошо, проявлял интерес к знаниям, ученье для мальчика-мордвина в школе, где преподавание велось на русском языке было нелегким. М. Е. Евсевьев писал: «Сам я там учился в течение 4-х лет и окончил курс с самыми скудными знаниями русского языка».

Однако первая попытка поступить в Симбирскую школу оказалась неудачной. Два года Макар Евсевьев занимался крестьянским трудом, а когда ему исполнилось 14 лет, благодаря настойчивости своей матери, успешно выдержал экзамены в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Об этом М. Е. Евсевьев впоследствии писал: «Мать моя сама была неграмотная, но грамоту любила. Она, между прочим, первая в селе согласилась на такое дело, которое до того времени у нас было неслыханным, а именно - несмотря на протесты и уговоры свои родных, согласилась отпустить своего 14-летнего сына учиться в далекий неизвестный город Казань, что, по мнению тогдашней мордвы, было делом гиблым».

Семинарию Евсевьев окончил 1883 году, имея по всем предметам отличные оценки. И как способного ученика его оставляют работать учителем марийского, а потом и мордовской группы начального училища при семинарии. Одиннадцать лет учит он мордовских ребятишек арифметике, русскому языку и географии.

В эти годы он становится опытным педагогом, занимается комплектованием мордовских групп, ездит по селам, отбирая одаренных детей. В 1894 году его переводят на должность учителя приготовительного класса семинарии. Затем он – наставник приготовительного класса, председатель предметной комиссии по русскому языку.

Деятельность М. Е. Евсевьева была направлена к одной цели - к просвещению мордовского народа. Он является первым учителем первых мордовских учителей. Во время научных командировок он вербовал и устраивал мордовскую молодежь учиться в Казанскую семинарию. Им были предприняты серьезные и смелые шаги по организации мордовских учительских школ.

М. Е. Евсевьев уделял большое внимание подготовке и переподготовке мордовских учителей. Под его руководством были открыты курсы не только в Москве, но и в Казани, Нижнем Новгороде, Симбирске, Самаре, Саранске, Саратове.

Научная и практическая деятельность в жизни Макара Евсевьевича неразрывно связаны друг с другом. Он никогда не останавливался на достигнутом, был подвержен сомнениям, многократно проверял собранные в полевой работе данные.

М. Е. Евсевьева можно по праву назвать создателем новой мордовской письменности, первым мордовским языковедом и основателем национального языкознания. И хотя до Евсевьева проводилась работа по изучению мордовских языков, но это, как правило, было изучение отдельных говоров, которое не всегда основывалось на живых разговорных языках и преследовало узконаучные цели. М. Е. Евсевьев впервые осуществил целостный подход к изучению мордовских языков, главную цель которого видел в создании национальной письменности, доступной и понятной простому народу. Знаток и собиратель образцов живого разговорного языка и устного народно-поэтического творчества родного народа он создал своеобразную «энциклопедию народной жизни», состоящую из песен, причитаний, сказок, описаний народных представлений и религиозных обрядов, пословиц, поговорок, игр, просто народной речи во всех ее проявлениях.

Изучение мордовского языка привело к созданию «Образцов мордовской народной словесности», к составлению которых М. Е. Евсевьев привлек учащихся семинарии. Они были опубликованы в 1896 году в Казани. Написал первые буквари для мордвы-мокши и мордвы-эрзи (1892, 1897). Позднее, осуществив целостный подход к изучению мордовских языков, опубликовал монографию «Основы мордовской грамматики» (1928), «Эрзянь-рузонь валкс» («Эрзянско-русский словарь»), в соавторстве подготовил первый советский букварь для мордвы-эрзи «Тундоньчи» («Весенний день»). Создание учебников для мордовских школ явилось огромной заслугой просветителя. Они знаменовали собой новый этап в развитии учебной литературы для мордвы и сыграли большую роль в распространении грамотности среди мордовского населения. Так же М.Е. Евсевьев занимался переводческой деятельностью. Евсевьев в конце XIX – начале XX века перевел на мордовские языки более десяти вероучительных и учебных книг («Священная история Ветхого Завета», «Крещение Руси при св. князе Владимире», «Молитвы и церковные песнопения», Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна и др.). Эти издания способствовали становлению грамматики, обновлению фразеологии и графики мордовских языков.

Научные исследования М. Е. Евсевьева в области мордовского языкознания получили высокую оценку выдающегося русского языковеда А. А. Шахматова, но для самого Макара Евсевьевича их практическое значение для создания письменности и учебной литературы стояло на первом месте.

М. Е. Евсевьеву принадлежат большие заслуги в области собирания и изучения устно-поэтического творчества мордовского народа. Он умел органически увязывать актуальные вопросы науки о народно поэтическом творчестве с вопросами языкознания, истории и этнографии. Накапливая фольклорно-лингвистический и иной материал, он побывал более чем в 450 мордовских селениях. Свои научные высказывания и обобщения он строил на основе огромного количества фактов, многочисленных и систематических наблюдений. М. Е. Евсевьев фиксировал фольклорный материал во всех губерниях Европейской части России, в которых проживала мордва. В1882-1883 гг. в журнале «Живая старина» М. Е. Евсевьев опубликовал работу по мордовской свадьбе. А в 1897 г. он издал в Казани сборник «Образцы мордовской народной словесности, вып. 1. Мокшанские песни». В 1914 году в журнале «Живая старина» опубликовал статью «Братчины и другие религиозные верования мордвы иПензенской губернии»

В 20-е годы ХХ века М.Е. Евсевьев издал ряд своих научных трудов – «Мордва Татреспублики», «Эрзянь ёвкст» («Эрзянские сказки»), «Эрзянь морот» («Эрзянские песни»).

Ученый вел длительные изыскания, в том числе архивные, для создания своего научного труда «Мордва Татреспублики». Немало интересных сведений о мордве Татреспублики почерпнуто было исследователем из Свияжской писцовой книги 1565-1567 годов.

М. Е. Евсевьев был первым национальным фотографом-ученым, зафиксировавшим многообразие бытовой культуры мордвы, он оставил богатейшее собрание фотографий, из которых до нас дошла лишь незначительная часть. Участвовал во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже, на которой был удостоен золотой медали. За исследования в области этнографии удостоен серебряной и золотой медалей Российского географического общества.

М. Е. Евсевьев был и одним из первых организаторов национальной мордовской школы. По поручению Наркомпроса РСФСР в 1920 году, после закрытия семинарии, он организует в Казани трехгодичные мордовские учительские курсы и становится их первым директором. С открытием в 1921 году Казанской восточной академии, преобразованной позднее в Восточный педагогический институт, М. Е. Евсевьев избирается ее преподавателем, профессором, читает для будущих педагогов лекции по мордовскому языку и этнографии мордвы. С 1925 по 1930 год он преподавал мордовский язык, литературу, историю мордвы в Татарском коммунистическом университете и одновременно в Казанском педагогическом техникуме. Общение с молодежью, будущим своего народа, возможность свободно рассказывать о его прошлом, об истории языка и народной культуры вдохновляли ученого и просветителя. И молодежь платила ему любовью и признанием.

М. Е. Евсевьев был членом многих научных обществ – Финно-угорского общества, Русского географического общества, Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Православного миссионерского общества. После Февральской революции 1917 он выступил инициатором создания Мордовского культурно-просветительского общества, был соавтором «Обращения к мордовскому народу», членом Комитета по изучению языковых и этнографических культур народов СССР, президиума угро-финской секции Восточно-финского комитета АН СССР. Награждён орденами Святого Станислава и Святой Анны.

Умер М. Евсевьев 10 мая 1931 года, был похоронен в Казани. 140-летие со дня рождения М. Е. Евсевьева было объявлено Годом мордовских просветителей. Состоялось перезахоронение праха в Саранске.